Для любой образовательной системы оценка знаний обучающихся является одной из основных и сложных задач. Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Контроль знаний обучающихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Он обеспечивает не только высокое качество обучения, но и формирует у обучающихся основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, что предусматривает новый федеральный образовательный стандарт начального общего образования. Процесс введения образовательных стандартов актуализировал проблему контроля учебных достижений. Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений и навыков.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий для проверки знаний обучающихся. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни новые формы обучения.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. Одним из таких средств являются электронные образовательные ресурсы.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это самостоятельный законченный продукт, содержащий информацию, представленную в электронной форме, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования в учебном процессе.
Эффективность электронного обучения существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии электронного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы ЭО. Сложное в использовании программное обеспечение не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.
Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:
- по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
- по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
- по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
- по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.
На сегодняшний день имеется большой выбор ЭОР, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса. С целью определения средства создания ЭОР, для работы с которым от создателя не требуется наличие специальных знаний.
Средства создания ЭОР можно оценить по следующим критериям:
- наличие возможности обучения;
- наличие возможности тестирования;
- возможность реализации с помощью данного средства различных типов тестов, автоматизация заполнения;
- наличие статистической обработки данных;
- возможность выдачи результатов тестирования для студентов по окончании самопроверки;
- защищенность от несанкционированного доступа;
- удобство добавления и форматирования материала.
Мне бы хотелось рассказать о средствах создания ЭОР, которые я использую в процессе обучения и контроля знаний.
Одним из таких средств является ADTester.
ADTester Cистема автоматизированной проверки знаний
О программе
ADTester — это пакет программ, предназначенный для проведения тестирования. С помощью ADTester возможна организация проведения тестирования в любых образовательных учреждениях, будь то школа, университет или колледж. Тестирование может проводиться как с целью выявления знаний учащихся в той или иной области, так и для обучающих целей.
Возможности программы
- создание тестов по различным областям знаний: школьные предметы, ВУЗовские дисциплины, профессиональные тесты и т.д.;
- возможность использования формул, графики, таблиц, видео фрагментов при составлении вопроса;
- неограниченное количество вопросов и вариантов ответа.
- отладка теста;
- изменение порядка следования вопросов.
Описание
С помощью пакета можно легко создавать тесты по дисциплинам, любые тесты для узкопрофессионального тестирования, различные психологические тесты и т.д. В своих тестах можно использовать различные шрифты, формулы, схемы, таблицы, HTML документы и любые OLE-объекты. Любой вопрос и ответ можно полноценно форматировать — различные шрифты, абзацы, списки и т.д. На рисунке 1 представлен конструктор тестов.
Рисунок 1 – Конструктор тестов
Также рассмотрим WEB – сервис GitBook.
GitBook — онлайн сервис подготовки документов и электронных книг
Современное и простое решение для написания и размещения документации, технических или художественных книг, учебных материалов и многого другого.
GitBook с открытым исходным кодом и совершенно бесплатный, исходный код инструмента доступен на GitHub.
Главными особенностями сервиса являются:
- Интеграции со свободной системой контроля версий git. Такая интеграция позволяет легко править материал, отслеживать все правки и легко откатываться к любой предыдущей версии.
- Совместная работа несколькими авторами одновременно.
- Возможность установки локальной версии и использование приложения в режиме оффлайн.
Приведу пример использования данного сервиса на контрольно – оценочном этапе.
На данном этапе используется раздел электронно-учебного пособия «Защита практической работы» (Рисунок 2). Защита работы осуществляется в форме тестирования, потому что, в сравнении с классической формой ответов на контрольные вопросы, значительно экономит время и дает возможность проверить знания каждого студента.
Рисунок 2 – Защита практической работы
Тестовые задания возможно реализовать с помощью веб – сервиса SurveyJS
Главными особенностями сервиса являются:
- Создание вопросов различных типов
- Возможность интеграции тестов в ЭУП
- Возможность использования библиотек JavaScript
- Оперативный сбор, хранение и возможность анализа результатов тестирования
Контрольно-оценочный этап
Скриншот сервиса с результатами тестирования представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результат тестирования
Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные средства создания ЭОР программные средства позволяют повысить эффективность образовательного процесса в учебных заведениях, достаточно просты в использовании. Каждый из рассмотренных средств создания ЭОР имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому, в зависимости от того, какую цель и какие задачи ставит перед собой педагог, он может выбрать любой программный продукт. Так, например, если преподаватель ставит перед собой задачу протестировать обучающихся по своей дисциплине, то выбор должен быть в пользу SurveyJS, ADTester, а если преподавателю необходимо представить теоретический материал в более наглядной, простой и лучшей для восприятия обучающимися форме, то можно использовать WEB – сервис GitBook.